За́висть — чувство, возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
Зел (др.-греч. Ζῆλος, Zelos — «соперничество», «ревность», «зависть») — в древнегреческой мифологии — божество соперничества, сын титана Палланта и богини Стикс , брат Ники. Союзник Зевса в борьбе с титанами. Является воплощением зависти и соперничества.
Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем."
Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв. Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.
«Черный квадрат» Малевича -- это средоточие зависти, потому и привлекает».
Одно из мнений.
читать дальшеЧтобы правильно понять, что представляет собой зависть (invidia) в качестве взгляда, её не следует, прежде всего, путать с ревностью. То, чему ребёнок завидует, он вовсе не обязательно стремится заполучить сам. Ребёнок, наблюдающий, в нашем примере, за кормлением своего младшего брата, в материнском молоке уже не нуждается. Общеизвестно, что зависть вызывает чаще всего обладание благами, которыми сам завистник, не подозревая зачастую подлинной их природы, просто не сумел бы воспользоваться. Настоящая зависть именно такова. Что заставляет субъекта сгорать от зависти? Не что иное, как образ замкнутой на себе полноты, зрелище того, как маленькое а, то самое а, за которое он, будучи с ним в разлуке, цепляется, оказывается для другого предметом обладания, доставляя ему удовлетворение, Beffiedigung.
Жак Лакан. Семинар «Четыре основные понятия психоанализа», лекция 11 марта 1964
В христианстве
В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию.
В исламе
Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства. Существуют специальные советы для защиты от зависти.
Зависть - завидовать, все же от корня видеть. Т.е. видеть за пределы своих возможностей и ресурсов, влезая взором (иногда мысленным) во владения другого человека, как ненавидеть - не видеть ничего хорошего в другом, кроме его отрицательных качеств, что может относиться и к предмету, и к произведению, и к самому человеку.
Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает личность самого завистника, который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.
Любым путем - унизить, смешать с грязью, уничтожить объект зависти. Даже часто по принципу "ни сам не гам, ни другому не дам"...
А иногда готов сделать плохо ненавидемому даже за счет своего благополучия, здоровья, а иногда - даже и самой жизни.
Египетские рабы, ненавидя семью потомков Якова, готовы были сами никогда не увидеть свободы, только чтобы ненавистные им оставались в рабстве.
Существует такая притча.
Правитель сказал, что готов выполнить любую просьбу двух людей при условии, что второй получит в два раза больше, чем проситель.
Тогда один из соперников сказал:
-Правитель, выколи мне один глаз...
Зав - на иврите - истекающий гноем, или кровяными выделениями. Завом мог быть и мужчина, и женщина. Это очень сильная нечистота, которая передавалась и через предметы, к которым зав прикасался, сидел или лежал на них.
Более того, нечисть (ритуальная нечистота) передавалась через все слои сидения или подстилок.
Исть - есть, на иврите есть - ешь. Итак, по этой версии зависть - истекающий есть.
Истекающий самыми отрицательными чувствами (злобой, ненавистью), страстями.
На иврите зависть - кинА.
Думается, что имя Каин происходит от того же корня, позавидовавший Эвелю, когда Творец принял жертву Эвеля (отборных овечек), не приняв жертвы Каина (отбросы, льняные зерна).
Зависть привела к уничтожению четверти всего тогдашнего населения земли.
Также на иврите звучит и слово "вошь" - кинА.
Итак, с какой стороны не подойдешь, а зависть звучит неблагозвучно.
* Мендельсон Эрнст Давидович.